Мысль кощунственная, но не новая. Несколько месяцев назад, накануне Дня Победы председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский опубликовал программную статью, в которой, мимоходом вспомнив героев европейского Сопротивления, заявил: »Сегодня в Европе у власти — не их потомки. Сегодня правят потомки коллаборационистов и предателей. А где-то — и выживших нацистов».
Мединский — тоже официальное лицо, он помощник Путина. Он, как и Захарова, непрестанно борется против «переписывания истории», которая якобы происходит в Европе, где у власти оказались русофобы и неонацисты.
В той же статье Мединский показывает, как должна выглядеть настоящая, а не «переписанная» история, История с большой буквы:
«В 1941-м на СССР напали не только „немецко-фашистские захватчики“. Но и почти вся континентальная Европа. За исключением, пожалуй, братьев — сербов и греков… Для них 9 Мая — не праздник. Не надо иллюзий. Наши отцы и деды тогда все же их одолели. Всех. Помните это. Такова История».
Такой подход к истории разделяют и другие российские историки и общественные деятели. Это стало общим местом. «Почти вся Европа напала на Советский Союз под флагом Гитлера, — вещает доктор исторических наук, профессор Исай Кузинец, — советский народ боролся против самого большого зла в истории человечества, против нацизма, который возглавляла Германия и ее союзники… На нас напала, фактически, под флагом Гитлера вся Европа. Поэтому сегодня они так одним хором и поют, пытаясь извратить историю, пытаясь обмануть».
Депутат Госдумы Олег Нилов на сайте своей партии («Справедливая Россия») развивает этот тезис: »Факты истории свидетельствуют, что в 1941 году на СССР напала не только Германия. Напала и вся остальная Европа, за исключением англичан, сербов, греков и некоторых швейцарцев. На СССР шли испанские дивизии и французские легионы, армии Италии, Румынии, Венгрии, Финляндии, части Чехословакии, Хорватии др. Так, Брестскую крепость штурмовали австрийцы, а Севастополь — румыны и итальянцы. Даже Албания послала воевать в СССР дивизию СС «Скандербег». Рвались отщипнуть себе кусочек от СССР румыны, венгры, хорваты, словаки. Вся экономика стран сегодняшнего ЕС работала на обеспечение оружием, продовольствием и всем необходимым вермахта и его союзнических дивизий со всей Европы. Так, например, каждый четвёртый танк, орудие, снаряд армиям фашистов были поставлены чехами. И все эти союзники Германии зверствовали не меньше немцев».
Вот она, настоящая, не переписанная История по-путински: на СССР напал в 1941 году весь «сегодняшний ЕС», «зверствовали не меньше немцев», «пытались отщипнуть» и т. д.
А тот факт, что именно Советский Союз за год или полтора до этого отщипнул у Румынии Бессарабию и Северную Буковину (18% территории страны), у Финляндии — ее южную часть (около 10%), а у Польши — восточную (больше половины страны!), об этом наш доморощенный историк предпочитает не вспоминать. Да и упомянутая Брестская крепость — это ведь до сентября 1939 года была Польша. От гитлеровцев в первые недели второй мировой ее оборонял польский гарнизон во главе с героическим генералом Плисовским, и только после того, как поляки сдались, немцы торжественно передали поверженную крепость в распоряжение советских войск. Как и было предусмотрено секретными протоколами к пакту Молотов — Риббентроп. Правда, теперь Мединский и его коллеги не только отрицают существование этих протоколов, но и замалчивают наличие самого пакта. Это, говорят, неправильная история, фальсифицированная. Или, по выражению Марии Захаровой, «переписывание истории в пользу Третьего рейха».
Понятно, что адресат всех этих диких заявлений — вовсе не зарубежная аудитория. Это все в — продолжающаяся обработка мозгов собственного, российского населения. Все эти параллели с Великой Отечественной войной не случайны: они должны связать устоявшийся в обществе культ священной Победы 1945 года с идущей сейчас агрессивной войной против Украины. Украина до сих пор не покорена, внушает населению пропаганда, только потому, что воевать приходится со «всей Европой». С той Европой, которая стала прямой наследницей Третьего Рейха. То есть с фашистами нового поколения.
И упаси бог, кто-то задастся вопросом: а кто тут на самом деле фашист? В классическом понимании этого термина.
Из 14 признаков фашизма, определенных, например, Умберто Эко, мы находим в современной путинской России тринадцать. Это и культ традиции, и непереносимость критики, и навязчивая идея враждебного окружения, и неприятие всякого инородца, и ненависть к любым формам пацифизма, и пониженная ценность человеческой жизни, и культ смерти, и вождизм, и поиск внутренних врагов… Где мы все это найдем в полном объеме? В Европе или все-таки в России? Я уж не говорю о милитаризации экономики, которая съела все перспективы цивилизованного развития страны на поколения вперед.
Граждане фашистского государства, пишет Умберто Эко, »должны чувствовать себя оскорбленными из-за того, что враги выставляют напоказ богатство, бравируют силой… Это с одной стороны; в то же время они убеждены, что сумеют одолеть любого врага. Так, благодаря колебанию риторических струн, враги рисуются в одно и то же время как и чересчур сильные, и чересчур слабые. По этой причине фашизмы обречены всегда проигрывать войны: они не в состоянии объективно оценивать боеспособность противника».
Это меткое замечание дает нам надежду: Захарова и Мединский могут сколько угодно завывать об Истории с большой буквы, взывать к опыту дедов и прадедов. Они все равно обречены проиграть.