Больше тысячи бойцов 20-й гвардейской мотострелковой дивизии отказались воевать в Украине и сбежали из армии, узнали «Важные истории». В распоряжении журналистов оказалось письмо командования подразделения к властям российских регионов с просьбой о помощи в розыске уклонистов. В тексте содержится поименный список дезертиров и самовольно оставивших часть, среди которых два срочника, 150 мобилизованных и 858 контрактников, включая 26 младших офицеров, одного майора и двух подполковников. Всего — 1010 человек.
К маю 2024 года 38 военных из списка фигурировали в базе розыска МВД. Имена еще 96 человек журналисты нашли в приговорах гарнизонных судов по делам о самовольном оставлении места службы.
20-я мотострелковая дивизия дислоцируется в Волгоградской области и с первого дня участвует в войне с Украиной. В январе 2022 года ее направили в аннексированный Крым на учения, при этом военным не сообщили, что их ждет. Один из военнослужащих рассказал изданию, что их обманом заставили вторгнуться в Херсонскую область 24 февраля. Командование заявило, что на границе сосредоточены украинские войска и иностранные наемники, которые собираются напасть. Однако когда российские военные вошли в регион, то увидели там лишь немногочисленных убитых пограничников.
По словам другого сбежавшего бойца, командование уверяло, что боевые действия продлятся «две недели». Однако солдаты не поверили, поняв, что началась война и это надолго. В результате в 255-м полку 151 военнослужащий (примерно каждый шестой) «отказался выполнять боевую задачу и убыл из района боевых действий». При этом за месяц с начала вторжения в этом полку погибли 15 военных и еще более 90 получили ранения. Таким образом он потерял треть личного состава. Похожая ситуация наблюдалась и в других соединениях дивизии. Из одной только роты 33-го полка, в которой служили 80 человек, «в отказ» пошли 60, отметил собеседник издания.
В апреле 2022 года командир дивизии Александр Горобец и начальник штаба Сергей Кенс сообщили руководству группы войск «Юг» о «неудовлетворительном морально-психологическом состоянии личного состава и неукомплектованности подразделений».
При этом дивизия продолжала нести тяжелейшие потери. Ее штаб находился на территории международного аэропорта Херсон в Чернобаевке и стал легкой мишенью для украинских артиллеристов. К концу марта 2022 года ВСУ восемь раз ударили по аэропорту, однако командование менять дислокацию не стало. В результате дивизия была обезглавлена: в июле во время очередного обстрела аэропорта погибли командир, его заместители, начальник штаба и начальник оперативного отделения. Суммарно к концу лета были убиты около 500 бойцов.
Среди других причин массового бегства военнослужащих 20-й дивизии сами солдаты и их родственники называют неподобающее отношение командиров и проблемы с выплатами по контрактам. Один из дезертиров покинул фронт после ранения и почти полутора года скрывался на территории России, будучи в федеральном розыске.
«В госпитале мне звонил комбат, спрашивал, когда я вернусь. А я ходить не мог. А потом мне сказали врачи, что есть неофициальное распоряжение офицеров даже недолеченных отправлять скорее обратно. Тогда я понял, что больше вариантов у меня нет и настало время [бежать]», — объяснил военнослужащий.
В первые полгода контракты с Минобороны можно было расторгнуть по закону, однако отказников запугивали, избивали, сажали в ямы или бросали одних, не выдав на руки приказ об увольнении. По словам бойцов, не желающего воевать «приводили к командиру 225-го полка и тот делал из него отбивную»: «Солдата от него уже выносили. А начальник штаба прямым текстом сказал, что, если со штаба кто-нибудь откажется, там рядом зиндан выкопали: „Будете там сидеть, думать над своим поведением“».
После начала мобилизации в сентябре 2022 года контракты сделали бессрочными. Теперь они автоматически продлеваются до полного окончания войны. Недовольным российским военнослужащим остается только бежать с фронта. Всего с начала войны в гарнизонные суды поступило не менее 11,7 тысячи дел по статье о самовольном оставлении места службы. Их число начало расти с марта 2023 года, а в июле 2024-го достигло максимума — почти тысячи в месяц.