Правду сказать, технологии эти ненадежны, мемы капризны, не всегда образовываются там, где должны бы (как на грядке всходят не все семена), но в целом один из рецептов создания мема таков.
Возьмите какого-нибудь селебрити и налепите на него ярлык.
Например, Иван Ургант — представитель «новых тихих», а Борис Березовский — представитель «новых русских».
Обратите внимание, что ярлык обязательно должен состоять из двух прилагательных и обязательно должен быть сформулирован дактилем, то есть слова должны быть трехсложные и ударение в каждом слове должно приходиться на первый слог.
«Новые русские» — хороший ярлык, «новые тихие» — тоже хороший. А вот словосочетание «новые россияне» чисто ритмически не может стать годным ярлыком, и «новые молчуны» тоже для создания ярлыка не годятся.
Давайте потренируемся. «Новые белые» — россияне сражающиеся против режима Путина с оружием в руках. «Новые синие» — противники войны, от переживаний злоупотребляющие алкоголем. «Новые рыжие» — исследовательская группа Анатолия Чубайса в Тель-Авивском университете. «Новые умные» — эксперты, кочующие из стрима в стрим и рассказывающие по десять раз одно и то же.
Обратите внимание, что слово «новые» слегка как будто обесценивает ту группу людей, к которой относится. Ну, как будто бы они не смогли стать чем-то поистине невиданным и оригинальным, а только косплеят уже известное по принципу «труба пониже, дым пожиже». «Новые белые» — не совсем войско и уж точно совсем не «лебединый стан». «Новые рыжие» — не совсем университетская кафедра. «Новые умные» то и дело повторяются, то есть не способны придумывать мысль каждый день, а способны только раз в неделю. А «новые синие» — что и говорить? — «синие», одно слово.
Именно этот уничижительный привкус ярлыка и создает так называемую «дискуссию» или, иными словами, бурление фекалий в социальных сетях, то есть предоставляет большому количеству людей возможность имитировать высшую нервную деятельность. Люди ведь не любят жить просто так, а любят думать что-нибудь и иметь личное мнение относительно разнообразных явлений природы, а также всего остального.
Беда только в том, что мысль или мнение могут быть сложными, выражение их требует некоторой дисциплинированности и сосредоточенности, да к тому же плохо умещается в твит.
Ярлык в этом смысле представляет собою идеальный предмет, по отношению к которому люди могут поделиться на разные партии, переругаться или объединиться, выразить праведный гнев или глубокое сочувствие — одним словом, ощущать себя живыми и значимыми, что, разумеется значительно лучше, чем примкнуть к «новым синим».
Жаль только, что сами селебрити, герои мемов никак не могут мемом воспользоваться. «Дискуссия» в социальных сетях не предполагает выхода. Что делать «новым тихим»? Стать громкими? Публично выразить протест против войны? Коленопреклоненно покаяться за все полученные от кровавого режима гонорары, награды и гранты? И тогда что? Сделать-то что?
А ничего — придумается им какой-нибудь новый ярлык, например, «новые глупые», и одна «дискуссия» в социальных сетях замрет, а другая забурлит.