Западные финансовые институты и налоговые офшоры в последние десятилетия активно завлекали российских миллиардеров. Еще бы: чтобы построить самую большую в мире яхту за $600 млн, Алишер Усманов получил в Credit Suisse кредит на половину этой суммы. Работа с богатыми россиянами в лучшие годы обеспечивала швейцарскому банку $500–600 млн выручки в год. А британский остров привлек активы Романа Абрамовича на $7 млрд.
Но после войны, которую Владимир Путин развязал в Украине, этот поток денег иссяк. На Джерси даже начали расследование того, как Абрамович заполучил свои нефтяные активы в 1990-е гг. А в Credit Suisse из 70 сотрудников отдела по работе с российскими клиентами часть теперь помогает перегруженной службе внутреннего контроля разбираться, какие активы оказались под санкциями. Из доходов остались разве что комиссии за обслуживание счетов, на которых заморожены деньги.
Усманов в Credit Suisse
«Credit Suisse очень инициативно подходил к привлечению богатых россиян, используя свои связи с российской элитой», — сказал Bloomberg Керн Александер, профессор международного финансового права, декан юридического факультета Цюрихского университета. По словам людей, знакомых с ситуацией в банке и отделе по работе с российскими клиентами, активы последних в Credit Suisse на пике превышали $60 млрд. Помимо Усманова клиентами подразделения по управлению благосостоянием были Роман Абрамович, Виктор Вексельберг, Олег Дерипаска, Андрей Мельниченко, Михаил Фридман, пишет Bloomberg.
Главную роль в привлечении россиян в Credit Suisse сыграл его банкир Бабак Дастмалчи, с ним работали все вышеназванные олигархи, говорят источники Bloomberg. Он давно дружит с Усмановым, помогал ему финансировать покупку различных активов, включая яхту Dilbar длиной 156 м с двумя вертолетными площадками и самым большим крытым бассейном, широкофюзеляжный самолет Airbus A340, который обычно вмещает более 300 пассажиров, недвижимость, долю в футбольном клубе «Арсенал».
В марте 2022 г. яхту Dilbar арестовали власти Гамбурга. А, например, 143-метровая яхта бывшего владельца «Еврохима» и СУЭК Андрея Мельниченко была арестована в Италии.
Абрамовичу Дастмалщи помогал (правда, безрезультатно) получить вид на жительство в районе элитного швейцарского горнолыжного курорта Вербье. Вексельбергу — реструктурировать его портфель швейцарских промышленных предприятий, когда во время финансового кризиса 2008 г. власти спасали UBS, с которым тогда, в основном, сотрудничал Вексельберг. В результате бизнесмен перевел часть своих активов в Credit Suisse, рассказали источник Bloomberg.
Среди клиентов банка были и те, кто попал под западные санкции гораздо раньше. В начале февраля Financial Times сообщила, что в конце 2021 г. Credit Suisse секьюритизировал портфель кредитов, привязанных к яхтам и частным самолетам его богатых клиентов. Совокупный размер кредитов составлял $2 млрд, банк разместил облигации на $80 млн, чтобы частично избавиться от риска, связанного с этими займами.
После той публикации FT банк попросил хедж-фонды, которые купили его облигации, уничтожить связанные со сделкой документы. Письма с этой просьбой были отправлены после вторжения России в Украину, когда США, ЕС и Великобритания инициировали новые санкции против России.
Абрамович на Джерси
Расположенный в Ла-Манше остров Джерси считается одной из налоговых гаваней. Но, как ни парадоксально, в последние годы он привлекал богатых людей, включая Абрамовича, как раз благодаря тщательно выстраиваемому имиджу «чистого», хорошо управляемого офшорного финансового центра, в котором обеспечивается соблюдение законов.
Это помогло привлечь миллиарды долларов с Британских Виргинских и Каймановых островов, чья репутация оказалась сильно подмочена из-за скандалов, связанных с сокрытием активов и отмыванием денег. На финансовый сектор сейчас приходится 40% ВВП острова, а на 122 кв. км зарегистрировано $1,7 трлн активов, согласно отчету отраслевой организации Jersey Finance.
Среди них — $7 млрд, связанных с Абрамовичем (именно столько власти острова заморозили после введения санкций против него). Более дюжины связанных с олигархом компаний помогла зарегистрировать местная фирма Zedra Trust Company, которая занималась и их администрированием, говорится в документах, поданных финансовому регулятору острова, пишет The Wall Street Journal.
В то время он не был под санкциями, и его активы прошли на острове строгую проверку, сказали WSJ несколько человек, знакомых с ситуацией. Помогла и его репутация, говорит Иэн Горст, министр по внешним отношениям и финансовым услугам Джерси: он был владельцем футбольного клуба «Челси» и имел британскую визу.
В 2018 г. власти острова даже предложили Абрамовичу вид на жительство, но бизнесмен его так и не оформил. Зато оформил его близкий партнер Евгений Тененбаум.
На Джерси зарегистрирована и компания Camberley International Investments, которая, как считают власти Великобритании, тоже связана с Абрамовичем. К ней в 2020 г. перешел кредит на 1,5 млрд фунтов стерлингов ($1,9 млрд), который «Челси» выдала компания бизнесмена на Британских Виргинских островах, свидетельствуют документы, поданные регуляторам Великобритании и Джерси. Именно с Camberley была связана задержка с продажей «Челси» в последние недели. Хотя Абрамович заявил, что прощает клубу долг, британское правительство требовало юридических гарантий, что Camberley в будущем не обратится за его взысканием.
Согласно отчетности, полученной регулятором Джерси, и рассказам людей, знакомых с ситуацией, на острове зарегистрированы компании, владеющие активами Абрамовича, его вертолетами и яхтой.
После введения санкций власти Джерси арестовали его активы Их размер удивил многих, пишет WSJ. Горст сказал газете: «В Европе раньше россияне и олигархи тоже инвестировали и получали вид на жительство, как и здесь». Тем не менее, власти острова начали предварительное расследование относительно того, как Абрамович приобрел свои активы в 1990-е гг., и не пытался ли Тененбаум помочь ему уберечь активы от санкций после начала войны в Украине, рассказали WSJ люди, знакомые с ситуацией.
Вскоре после вторжения Тененбаум через джерсийскую фирму Heathville Investments купил инвестиционную компанию Ervington Investments, которая ранее была связана с Абрамовичем. Впоследствии британское правительство заявило, что Тененбаум больше не является владельцем Heathville. Тот утверждает, что сделка не была завершена и у него нет активов, принадлежащих Абрамовичу.
Власти Джерси намерены неукоснительно соблюдать закон, это позволит защитить репутацию острова, говорит Горст.