Добыча нефти в России падает, но во многом из-за снижения внутреннего спроса и отказа Европы от нефтепродуктов. Экспорт же сырой нефти пока удается поддерживать на достаточно высоком уровне, он даже подрос по сравнению с мартом, констатирует Международное энергетическое агентство (МЭА). Но дальше ситуация может ухудшиться, указывают его эксперты: с середины мая западные компании не смогут работать с российскими государственными, а затем возможно и введение поэтапного эмбарго Евросоюзом. Это приведет к дальнейшему перераспределении торговых потоков и «заставит российские компании закрыть еще больше скважин».
В среднем, совокупный экспорт нефти и нефтепродуктов составил в январе-апреле около 8 млн баррелей в сутки и позволил России заработать около $20 млрд в месяц. Это на 50% больше, чем она получала от экспорта в первые четыре месяца 2021 г., по расчетам МЭА.
За прошедший год сильно выросли цены на нефть – с $50-70 за баррель Brent в январе-апреле 2021 г. до $80-140 в январе-апреле 2022 г. Правда, резко вырос и дисконт для российского сорта Urals: если до начала войны он обычно составлял несколько долларов за баррель, то сейчас достигает $40. Однако часть поставок осуществляется по прежним контрактам. Кроме того, сильно подорожали нефтепродукты, такие как дизель, в том числе и из-за отказа части европейских НПЗ закупать их в России.
Но, с точки зрения добычи, перераспределения поставок другим покупателям оказалось недостаточно, чтобы компенсировать слабый внутренний спрос, прекращение экспорта в США и Великобританию, его сокращение в ЕС, который закупил на 15% меньше нефти и нефтепродуктов по сравнению с довоенным уровнем, отмечает МЭА. Поэтому добыча, по расчетам агентства, упала в апреле на 900 000 баррелей до 9,1 млн баррелей в сутки.
Такую же оценку – падение добычи в апреле до 9 млн баррелей в сутки – дало накануне агентство S&P Global Platts. До войны Россия добывала 11 млн баррелей в сутки. Ее квота по соглашению ОПЕК+ составляла на апрель 10,44 млн.
С 15 мая западные компании не смогут сотрудничать с «Роснефтью», «Газпром нефтью», «Транснефтью», и добыча в этом месяце может сократиться еще на 600 000 баррелей в сутки, считает МЭА. А во втором полугодии ее падение может достичь 3 млн баррелей.
С экспортом дела тоже могут ухудшиться, особенно в случае с нефтепродуктами, тем более в случае с эмбарго ЕС, считает Торил Босони, директор по нефтяным рынкам МЭА. В отличие от нефти дизель и другие продукты обычно не отправляют на большие расстояния. «Россияне испытывают сложности с поиском покупателей на продукты. В стране они сейчас перерабатывают гораздо меньше, и внутренний спрос тоже ниже», – говорит он.