Ажиотаж относительно инвестиций в активы, тем или иным образом связанные с чистой энергетикой, достиг невероятного накала. Некоторые аналитики уже предупреждают, что инвесторы вбухивают деньги во все, что кажется зеленым. В результате котировки и стоимость экологически чистых компаний улетает в стратосферу, порождая опасения, что в секторе надувается пузырь.
Зеленый энтузиазм
На рынке происходит тектонический сдвиг в пользу инвестиций, связанных с устойчивым развитием, заявил в январе Ларри Финк, генеральный директор крупнейшей управляющей компании мира BlackRock. Приток средств в глобальные фонды, чья инвестиционная стратегия связана с принципами экологичности, социальной ответственности и качества корпоративного управления (ESG), составил в прошлом году почти $350 млрд против $165 млрд в 2019 г., по данным Morningstar.
Стимулом для зеленой части этих инвестиций стал радикальный сдвиг в поведении потребителей. По данным Bloomberg New Energy Finance, компании, правительства и домохозяйства потратили в 2020 г. более $500 млрд на энергию из возобновляемых источников и электромобили.
Все больше стран принимают стратегии по сокращению выбросов парниковых газов, и энтузиасты ожидают еще большего притока средств в зеленые инвестиционные стратегии. Но некоторые топ-менеджеры и аналитики полагают, что рынок акций компаний, так или иначе связанных с темой устойчивого развития и перехода к чистой энергетике, начал перегреваться. В интервью Financial Times Патрик Пуянне, генеральный директор Total, недавно назвал «безумными» коэффициенты стоимости компаний в секторе возобновляемой энергетики.
«Думаю, мы уже на 100% в зеленом пузыре, — говорит Гордон Джонсон, гендиректор GLJ Research. — Едва ли не у каждой компании солнечной энергетики, которую я анализирую, финансовые показатели ухудшились, а акции выросли, я не знаю, раза в три. Это ненормально».
Индекс S&P Global Clean Energy, в который входят акции 30 компаний сектора чистой энергетики, за последний год вырос почти вдвое. Отношение капитализации его компаний к прибыли (P/E), прогнозируемой на ближайшие 12 месяцев, составляет 41, по данным Bloomberg. Между тем американский индекс S&P 500 за тот же период вырос примерно на 16%, и у него P/E — 23.
Как говорилось в недавнем отчете Morgan Stanley, у компаний из корзины зеленых акций P/E выросло за 2020 г. в среднем на 24 пункта, тогда как у обычных компаний сектора — всего на 2 пункта. Один из таких примеров — стремительное ралли акций производителя солнечной энергии SunPower, которые взлетели с $10 в начале сентября 2020 г. до более $55 в конце января (после чего частично сдали позиции, опустившись до $35).
Orsted вместо Apple
Акции SunPower активно скупали розничные инвесторы, потому что это хорошо известный бренд, связанный с энергопереходом, говорит Мозес Саттон, аналитик Barclays. В ходе этого ралли им удалось выбить из позиций хедж-фонды, игравшие на понижение в расчете на то, что SunPower не удастся заметно потеснить более крупных операторов на рынке установки солнечных панелей и систем хранения энергии в жилом секторе, таких как Sunrun и Tesla. «Кто выиграет в этой борьбе — большой вопрос», — говорит Саттон.
Сильно выросли и акции датской Orsted, одного из ведущих игроков на рынке морских ветряных установок. Orsted — одна из немногих крупных энергетических компаний, подходящих для инвесторов со строгими требованиями в плане влияния на климат: бывшая нефтегазовая компания избавилась от всех активов, связанных с ископаемым топливом. За три года ее акции подорожали почти в три раза, несмотря на достаточно скромный рост прибыли. «Был такой период лет 7–8 назад, когда у каждого фонда должны были быть акции Apple, — говорит Марк Фрешни, аналитик Credit Suisse. — Немного похожая ситуация сейчас с Orsted».
Orsted заявила, что продолжает искать «инвестиционные возможности, создающие стоимость», приведя в пример готовность прибрежных штатов США строить морские ветряные электростанции.
Росту цен на акции таких компаний способствовал приток огромных средств в фонды устойчивого развития. В этом сегменте фонды акций получили более $230 млрд, по данным Morningstar. «Поначалу мы видели значительный интерес к ограниченному числу ESG-компаний, которые показывали весьма хорошие результаты, — говорит Колин Руш, аналитик Oppenheimer. — Но во втором полугодии 2019 г. и в прошлом году сформировалась очень широкая база инвесторов, которая стала охотиться за всеми компаниями, которые связаны со смягчением последствий изменения климата».
Взгляд в будущее
Энтузиазм инвесторов подогревали политики: Джо Байден в США пообещал вложить триллионы долларов в декарбонизацию экономики, а Си Цзиньпин в Китае поставил цель сократить до нуля нетто-выбросы углекислого газа в стране до 2060 г.
Сильно выросшие котировки вряд ли будут сдерживать настроенных по-бычьи инвесторов, полагают аналитики. Покупая акции операторов ветряных электростанций, они не просто оценивают их существующие активы и строящиеся мощности, говорит Фрешни. Они исходят из того, что Orsted и другие лидеры отрасли смогут извлечь выгоду из перехода мира от ископаемого топлива к более чистой энергии в ближайшие 30 лет.
Однако они могут недоучитывать серьезные риски, предупреждает Фрешни: например, крупные проекты в морской ветряной энергетике могут не состояться, если обнаружится их негативное влияние на окружающую среду или если другие энергетические компании купят права на участки шельфа.
Водород и Microsoft
Аналогичная история разворачивается в секторе водородной энергетики, где акции производителя водородного топлива Plug Power выросли с начала года почти на 50%, дав компании капитализацию в $25 млрд. Даже если оценивать будущее этого сектора с самых оптимистичных позиций, такая капитализация, в 80 раз превышающая прогнозируемую S&P Capital IQ выручку компании на 2021 г., сильно выше любых фундаментальных показателей стоимости, считает Саттон из Barclays.
Он сравнивает сегодняшнюю Plug Power с Microsoft в 1999 г.: хотя Microsoft и оставалась технологическим лидером во время и после краха доткомов, ей потребовалось более десятилетия, чтобы ее акции вернулись на уровень, достигнутый на пике пузыря.
Но «быки» считают нынешние котировки оправданными и ожидают дальнейшего роста, если водородное топливо в результате зеленого перехода действительно станет применяться для ключевых экономических операций, таких как судоходство. «У Plug Power есть возможность стать очень большой компанией с капитализацией более $100 млрд, — говорит Руш из Oppenheimer. — И именно этого-то люди и не хотят пропустить. Они не хотят пропустить новую Tesla».
Перевел Михаил Оверченко