Решать, казалось бы, нерешаемые вопросы, похоже, вошло у Нгози Оконджо-Ивеалы в привычку.
Расстановка приоритетов
В 2003 г., когда она оставила пост вице-президента Всемирного банка, чтобы вернуться в родную Нигерию на должность министра финансов, страна погрязла в долгах. Общество было расколото, а когда-то считавшаяся почетной гражданская служба превратилась в пристанище для расфуфыренной шайки мародеров. Все требовало изменений и исправлений. Однако после десятилетий правления военных эффективных инструментов у избранного правительства практически не было.
В первый день на новой должности, пытаясь осознать масштаб разрушений, с которыми ей придется иметь дело, Оконджо-Ивеала подумала: «О боже, это безумие, ты допустила самую ужасную ошибку в своей жизни». «Но мне пришлось взять себя в руки и сказать: раз уж перед тобой стоят все эти проблемы, нужно расставить приоритеты и понять, какие из них нужно решать первыми и какие дадут наибольший эффект», — рассказывала она позднее в интервью Financial Times.
Теперь перед 66-летней Оконджо-Ивеалой стоит не менее пугающая, пусть и совсем другого рода, задача. Ей предстоит реформировать Всемирную торговую организацию.
Предыдущий президент США Дональд Трамп выступал против кандидатуры Оконджо-Ивеалы. Но администрация Джо Байдена сняла последние препятствия на пути ее назначения генеральным директором ВТО. В итоге представители входящих в организацию 159 стран согласились, что эта решительная африканка, имеющая контакты среди высокопоставленных лиц по всему миру, — правильный человек на роль руководителя ВТО. Вот только практически по всем остальным вопросам они друг с другом согласиться не могут.
Вернуться к основам
Поднявший голову национализм и нападки Трампа на основанный на правилах мировой порядок породили новую эпоху протекционизма. А Орган по урегулированию споров, главный инструмент ВТО для разрешения торговых противоречий между странами, в последние годы был парализован из-за стратегического противостояния крупнейших экономик.
Амбициозные планы ВТО так и не были реализованы в период руководства бразильца Роберту Азеведу, который занимал должность гендиректора с 2013 г. и предпочитал проводить крайне осторожную политику (он досрочно ушел в отставку в августе 2020 г.). Последний успешный раунд международных торговых переговоров состоялся более 20 лет назад. Между тем пандемия коронавируса высветила и обострила вопросы неравенства в мире, содействовать решению которых должна была ВТО, как это предполагалось при ее создании в 1995 г.
Оконджо-Ивеала считает, что у ВТО есть возможность вспомнить и реализовать одну из своих первоначальных целей — способствовать повышению уровня жизни по всему миру, а также привести устаревшие правила торговли в соответствие с современными реалиями. «Нужно сделать организацию сильнее, чтобы она помогла поднять все лодки», — сказала Оконджо-Ивеала по телефону из Вашингтона, где она сейчас живет вместе с мужем-нейрохирургом и тремя детьми.
Друзья и сторонники Оконджо-Ивеалы считают, что она хорошо подготовлена для решения стоящих перед ВТО задач. Залогом этого служит опыт, полученный за 25 лет работы во Всемирном банке, где она поднялась до должности управляющего директора и была заместителем президента Роберта Зеллика в 2007–2011 гг., а также во время руководства министерством финансов в крупнейшей африканской экономике.
Нгози Оконджо-Ивеала была первой женщиной на посту министра финансов Нигерии, а также первой, кто занимал эту должность дважды. В 2005 г. журнал Euromoney назвал ее министром финансов года. На посту управляющего директора Всемирного банка она отвечала за финансирование стран Африки, Южной Азии, Европы и Центральной Азии (размер портфеля достигал $81 млрд).
От малых побед к большим
Когда Оконджо-Ивеала была подростком, в стране бушевала гражданская война и она была свидетелем связанных с нею ужасов. Затем ей удалось попасть на учебу в Гарвардский университет и впоследствии — в Массачусетский технологический институт, где она изучала экономику развития. На посту министра финансов Нигерии она смогла провести ряд реформ, которые в итоге позволили добиться значительного успеха — списания внешнего долга на $18 млрд. Она также ввела бюджетное правило, по которому доходы от продажи нефти выше определенной цены направлялись в резервный фонд.
Оконджо-Ивеала рискнула своей репутацией, когда второй раз вернулась в Нигерию в 2011 г., чтобы стать министром финансов с расширенными полномочиями, предполагавшими координацию экономической политики. Критики заявляли, что своим честным именем она защищает правительство, которое обвиняли в масштабном расхищении доходов от продажи нефти.
Но она, где могла, мужественно боролась с коррупцией, корыстными политиками и приближенными к властям бизнесменами, несмотря на угрозы расправиться с ней и похищение 82-летней матери.
«Она располагает к себе многих людей тем, как легко она понимает проблемы, с которыми сталкивается, будь то в Юго-Восточной Азии, в других частях Африки или в Восточной Европе. Это всё благодаря ее жизненному опыту», — говорит Вера Сонгве, исполнительный секретарь Экономической комиссии для Африки ООН, которая работала с Оконджо-Ивеалой во Всемирном банке.
Мастерство исполнения
Первой задачей Оконджо-Ивеалы на посту генерального директора ВТО будет определение собственных полномочий. У руководителя организации нет четкого мандата, поэтому его роль менялась в зависимости от характера человека, который занимал эту должность. Некоторые были в большей степени номинальными руководителями, подотчетными членам ВТО, или, как их называет бывший гендиректор ВТО Паскаль Лами, «секретарями с расширенными полномочиями». Другие, по его словам, пытались более решительно проводить собственную политику. «Не могу себе представить Оконджо-Ивеалу в роли секретаря с расширенными полномочиями. Ей нужно найти место где-то посередине», — говорит Лами.
Нахождение баланса будет необходимой предпосылкой для решения наиболее острых вопросов, стоящих перед мировой экономикой, и не в последнюю очередь — как примирить рыночный капитализм и китайскую модель государственного капитализма.
Оконджо-Ивеала уверена, что небольшие победы прокладывают путь к большим — так же, как было у нее в Нигерии. Если у пандемии и есть какая-то положительная сторона, говорит она, так это четко проявившаяся необходимость многостороннего подхода к борьбе с врагом, который не признает границ и условностей. «Я хочу найти области, где мы можем говорить на одном языке, где ВТО может добиться успеха и начать восстанавливать доверие между своими членами», — говорит она.
На прошлых должностях Оконджо-Ивеале удавалось сочетать политическую проницательность и дальновидность со скрупулезным подходом при реализации конкретных задач. Благодаря этому на новом посту она окажется в выгодном положении, уверена баронесса Шрити Вадера, ранее работавшая в британском правительстве и в банковской сфере: «Она видит долгосрочные перспективы и понимает, где надо нажать и повернуть, чтобы достичь необходимых результатов».
Тот факт, что Оконджо-Ивеала пришла в ВТО со стороны, также работает в ее пользу, полагает Вадера: «Нгози играет на более широком поле, да и угроза самому существованию ВТО сегодня больше, чем когда-либо».
Перевел Михаил Оверченко