Шансы Дональда Трампа вернуться в Белый дом в 2024 г. зависят не только от событий в Вашингтоне, где на этой неделе должна начаться процедура импичмента, но и от Кремниевой долины, где технологические компании приняли беспрецедентные меры, чтобы заглушить пиар-машину президента.
У Трампа больше нет аккаунтов в Twitter и Facebook. Обе компании закрыли ему доступ к своим платформам после беспорядков, устроенных сторонниками Трампа в Капитолии на прошлой неделе. Сначала Facebook заблокировал аккаунт президента на неопределенный срок. Затем Twitter, где у Трампа 88 млн подписчиков, заявил, что заблокирует Трампа навсегда и не позволит ему делать твиты даже из других аккаунтов, включая аккаунт Белого дома. Наконец, ограничения ввели YouTube, TikTok, Pinterest и Snap.
Кроме того, технологические компании, владеющие основными платформами для общения в интернете, стали закрывать доступ к форумам и приложениям, поддерживающим Трампа, из-за их роли в организации беспорядков 6 января. Google и Apple исключили из своих магазинов приложений соцсеть Parler, которой пользуются многие из наиболее ревностных правых сторонников Трампа. Затем Amazon заявил, что приостановит предоставление услуг веб-хостинга для Parler (фактически отключив ее от сети, если Parler не найдет себе другого провайдера). Parler подала на Amazon в суд.
Эти действия еще больше усилили яростные споры о том, где находится грань между правом технологических компаний ограничивать деятельность тех пользователей, которые нарушают их политику в области контента, и обеспечением прав на свободу слова и самовыражения.
Противники Трампа приветствовали его отлучение от интернет-платформ, которую многие считают давно назревшей. Но других беспокоит то, что в руках нескольких частных компаний оказалась сосредоточена огромная политическая власть. «Мы понимаем желание навсегда заблокировать аккаунт [Трампа], — заявила Кейт Руан, старший советник по правовым вопросам Американского союза гражданских свобод. — Но всех должна волновать ситуация, когда такие компании, как Facebook и Twitter, обладают неограниченной властью и удаляют людей с платформ, которые стали незаменимы для выражения мнений миллиардов людей, — особенно когда политические реалии облегчают такие решения».
Соцсети не первый год находятся под огнем критики — мол, ограничительные меры против Трампа нужно было принять уже давно. Многие левые считают, что он использовал интернет-платформы, чтобы раздуть пламя насилия, усилить теории заговора и сеять дезинформацию, в том числе безосновательно утверждая, что демократы «украли» у него победу на выборах. Но потребовался штурм Капитолия на прошлой неделе толпой сторонников Трампа — и одобрение их действий президентом — чтобы дать всем соцсетям основание заблокировать Трампа.
«Как и у любой соцсети, у этих сервисов есть свои условия предоставления услуг, которые должны специально предотвращать такие вещи, как призывы к насилию и ненависти, — говорит Мэтт Ривиц из группы либеральных активистов соцсетей Sleeping Giants. — До сих пор они редко эти правила соблюдали».
Бывший топ-менеджер Twitter сообщил, что, по мнению компании, она была «невероятно терпеливой» по отношению к Трампу. Но на прошлой неделе она почувствовала себя обязанной заблокировать аккаунт президента из-за опасений возобновления насилия в связи с инаугурацией Джо Байдена 20 января. «[Twitter] ясно объяснил причины своих действий. Есть ощущение, что впереди нас ждет еще больше неприятностей. А если компания ничего не сделает, ее будут критиковать за невмешательство», — сказал он.
Трамп и его ближайшие сторонники гневно отреагировали на действия соцсетей: Белый дом заявил, что сотрудники Twitter «скоординировали свои действия с демократами и радикальными левыми», чтобы заставить президента замолчать. Другие считают, что ввести запреты надо было уже давно. «Платформы социальных сетей опоздали на четыре года. Они позволили лжи Трампа, теориям заговора и ненависти пустить глубокие корни. [Его] наследие останется с нами на долгие годы», — говорит Роберт Райх, профессор государственной политики Калифорнийского университета в Беркли и министр труда при Билле Клинтоне.
Третьи полагают, что технологические компании просто действуют в собственных интересах, стремясь предотвратить критику со стороны демократов, которые теперь контролируют обе палаты Конгресса, и возможные меры регулирования со стороны новой администрации Байдена. Ранее Байден призывал к отмене положения закона США, защищающего провайдеров социальных сетей от исков из-за контента, размещенного на их платформах. Его администрация также будет рассматривать антимонопольные дела против Google и Facebook, в то время как члены Конгресса продолжают настаивать на ужесточении федеральных законов о конфиденциальности в соцсетях. Сенатор-республиканец Марко Рубио сказал Fox News в воскресенье: «Это очень цинично… Причина, по которой люди делают это, заключается в том, что демократы вот-вот придут к власти и провайдеры видят это [блокировку аккаунтов] как способ встать на их сторону и избежать ограничений или законов, которые им навредят».
В любом случае, события прошлой недели вынуждают администрацию Байдена не затягивать с ужесточением надзора за крупными технологическими корпорациями. В то же время у Трампа явно сузилось пространство для общения со своими сторонниками и миром. Он сообщил о возможности создания своей собственной платформы, но эта попытка также может столкнуться с ограничениями, в частности, со стороны поставщиков услуг веб-хостинга.
Многое зависит от того, решит ли Facebook сделать запрет аккаунта президента постоянным. «Если Facebook отменит запрет и Трамп вернется, тогда Facebook станет его новым Twitter, его основным средством коммуникации», — говорит Анджело Карузоне, исполнительный директор некоммерческой организации Media Matters. Однако сложившаяся ситуация подорвет политические позиции Трампа, поскольку ограничивает его возможности стать главным рупором оппозиции, полагает Карузоне.
Перевел Виктор Давыдов