Деньги любят тишину и определенность и не терпят излишне пристального внимания. Поэтому неудивительно, что хранить семейные активы многие состоятельные люди предпочитают за границей, доверяя их трастам и частным фондам. Так они рассчитывают защитить свое состояние, например, от беспечных наследников или рейдеров, заложить фундамент будущих проектов, просто иметь подушку безопасности за рубежом. Какие же возможности дает создание трастов и с какими рисками могут столкнуться их учредители?
Когда выбирают трасты
- Преемственность и финансовая поддержка семьи
Представим, что я состоятельная особа, хочу в будущем передать кому-то свое имущество, например акции компании, которой принадлежит мой бизнес, коллекцию картин и конюшню с породистыми лошадьми. Как мне лучше поступить? Вероятно, я могу все это просто подарить и распрощаться со своим имуществом навсегда. Но не разорит ли новый собственник мое предприятие? Не распродаст ли коллекцию? Не заморит ли голодом моих прекрасных лошадей?
Я могу не отдавать ничего при жизни и написать завещание. Но и в этом случае я не буду уверена в судьбе своего состояния после моей кончины – в том, что мои картины увидят свет на международной выставке, а бизнес продолжит успешно функционировать.
Альтернативный способ поддержать семью, не передавая активы в собственность будущему наследнику, – передать их в траст. Для создания траста заключается договор, по которому я передаю имущество в собственность управляющего траста без возможности вернуть его обратно, а бенефициары траста будут получать, например, доход от управления им. Управляющий обязуется по своему усмотрению управлять имуществом наилучшим образом и в интересах бенефициаров траста. Такой траст называют безотзывным и дискреционным (non-revocable, discretionary trust), и именно он наиболее часто используется для планирования наследования.
Преимущество траста в его гибкости. Например, учредитель траста с большой семьей может поддержать предпринимательскую инициативу одного из сыновей, передав ему солидный капитал, другому ребенку предоставить финансирование для благотворительных проектов, а третьему – финансовую поддержку для занятий профессиональным спортом.
Траст также позволяет отложить момент получения активов будущим наследником, например до достижения им определенного возраста. Или, наоборот, – ускорить передачу имущества бенефициару траста – сделать это быстрее, чем по процедуре наследования.
Семьям с активами в разных странах трасты помогут избавить наследников от «удовольствия» проходить длительные и порой дорогостоящие процедуры наследования в России и за рубежом.
- Защита активов
Часто трасты создаются для защиты активов, например от рейдеров, киднэпперов или от конфликтов внутри семьи. Как правило, в законодательстве многих юрисдикций, где создаются трасты, действуют нормы о защите их активов. Такие положения можно найти, например, в законах некоторых штатов США, в законодательстве Джерси, Гернси, Кипра. К трасту применяется только местное право (есть исключения, например передача недвижимости), а кредиторы могут оспорить внесение активов в траст только в некоторых случаях, например, если учредитель пытался избежать необходимости платить по долгам.
Поэтому передавать имущество в траст нужно, когда финансовое состояние учредителя не предвещает бурь и невзгод, а в семье царят мир и взаимопонимание. Если учредитель создавал траст в преддверии судебных баталий с бывшей или почти бывшей женой, то она получит хороший повод оспорить передачу имущества в траст и само его создание. В зарубежных судах сформировалась достаточно обширная судебная практика на этот счет, в том числе с участием российских бизнесменов и топ-менеджеров.
- Налоговая оптимизация
«В жизни неизбежны две вещи: смерть и налоги», – говорил Бенджамин Франклин. Трасты помогают опровергнуть это утверждение.
Россия – юрисдикция с не самыми высокими налогами. И отечественные предприниматели создают трасты за рубежом в основном для защиты активов и обеспечения безопасности семьи. Но случается, что трасты используются и для оптимизации налогообложения. Многие страны с этим активно борются, и Россия не исключение.
С 2015 г. в России введены правила о налогообложении нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний. При определенных обстоятельствах российский налоговый резидент обязан платить этот вид налога в России, в том числе с нераспределенной прибыли иностранных структур без образования юридического лица (то есть, среди прочего, трастов и частных фондов). Сделать это придется, например, учредителю траста, если он сохраняет за собой контроль над структурой либо является или может являться в будущем ее бенефициаром.
Разделяй и властвуй?
Траст – гибкий и удобный инструмент защиты и распоряжения активами. Но не всем подходящий психологически: ведь в безотзывном трасте имущество переходит в собственность его управляющего и прежний владелец даже не сможет контролировать его действия. Некоторые учредители трастов стремятся сохранить максимальный фактический, а иногда и юридический контроль над трастом. Для этого есть разные способы:
- предусмотреть в договоре возврат имущества по требованию учредителя (отзывный, revocable trust) и зарезервировать за собой определенные права по договору траста;
- заключить опционные соглашения в отношении переданных активов;
- давать инструкции управляющему и прочее.
Но всегда ли можно их использовать? Страх потерять контроль над своим имуществом может создать риски для него. Претенденты на такие активы могут через суд добиваться признания траста притворным, доказывая, что коль скоро его контролирует учредитель или бенефициар, то им и принадлежит имущество. В подобном случае ни на защиту активов, ни на гибкость наследования рассчитывать уже не стоит.
В зарубежных судах было принято довольно много подобных решений. К примеру, в начале августа было опубликовано решение по делу бывших супругов Веббов из Новой Зеландии. Из решения суда следует, что во время брака один из супругов передал недвижимость в созданные им два траста, которыми он же и управлял. Судебная коллегия признала трасты недействительными, так как бывший супруг сохранил за собой фактический контроль над недвижимостью и мог в любой момент получить ее обратно.
При этом не стоит думать, что активы в траст передаются вслепую. В соглашении о его создании закладываются механизмы наблюдения за выполнением целей создания траста, независимого контроля за ключевыми решениями управляющего, должна быть продумана степень вовлечения бенефициаров в проекты, ради которых создан траст (например, через участие в семейном совете), описан порядок смены управляющего и передачи активов новому.
Фонд вместо траста
Траст – явление англо-саксонской системы права, в континентальной системе есть его близкий родственник – частный фонд.
В целом это сходный с трастом инструмент, позволяющий решать примерно те же задачи. Но есть отличия: фонд – это юридическое лицо, управляющее переданным ему имуществом через совет фонда. Некоторым состоятельным российским гражданам фонды могут быть ближе и понятнее, чем некий договор об учреждении траста. Одним они напоминают компании с советом директоров; другим важно вовлечь детей в семейный бизнес, и частный фонд позволяет это сделать, в том числе через участие в совете фонда.
Как и в трасте, в частном фонде нужно выстроить систему управления и контроля. При этом главное не переусердствовать: если вся власть будет сосредоточена в руках основателя фонда, то такой фонд может быть признан притворным. Важно не забыть и о механизмах преемственности контроля, чтобы, например, не получить однажды письма от всех директоров фонда об увольнении по собственному желанию, а новых компетентных директоров еще даже не начинали искать.
Предложение юрисдикций для создания трастов или фондов разнообразно. Для трастов чаще выбирают острова Джерси и Гернси, Британские Виргинские острова, Кипр или Гибралтар, а частные фонды преимущественно создают в Лихтенштейне. Однако юрисдикции с англо-саксонской системой права, например на о. Джерси, тоже начали предлагать создание частных фондов, а в Лихтенштейне можно встретить и трасты. Так эти юрисдикции пытаются подстроиться под своих клиентов и расширить предложение механизмов для структурирования их активов.
Есть ли аналоги в России?
В последнее время среди собственников бизнеса растет спрос на российские структуры, в том числе основанные на закрытых паевых инвестиционных фондах (ЗПИФ).
В структуре с ЗПИФом, как и в трасте, активами управляет профессиональная управляющая компания. Но она не становится собственником переданного в ЗПИФ имущества, а лишь управляет им. Имущество ЗПИФа находится в общей долевой собственности пайщиков.
Пайщики могут контролировать деятельность УК с помощью различных механизмов. Например, их общее собрание вправе поменять правила доверительного управления или выбрать новую УК. В некоторых ЗПИФах предусмотрена возможность сформировать инвестиционный комитет, одобряющий ключевые сделки с имуществом ЗПИФов.
В отличие от безотзывного траста или частного фонда пайщик может выйти из структуры и получить денежную компенсацию. С 2021 г. при выходе из ЗПИФа и при соблюдении определенных условий можно будет получить обратно внесенное имущество.
ЗПИФ нельзя считать полноценной заменой трасту, это менее гибкая структура, поскольку многие аспекты его деятельности урегулированы законодательством. Однако для кого-то он может оказаться более подходящим вариантом. Особенно если речь идет об инвестировании и управлении активами в России, например о недвижимости.
В 2018 г. в России появились наследственные фонды. Они создаются после смерти наследодателя по завещанию, чтобы следить за сохранностью и использованием имущества сообразно установленным наследодателем целям. Но при этом будут применяться общие правила наследования, например об обязательной доле в наследстве. Поэтому такой фонд тоже нельзя считать полноценной альтернативой трастам.
Предложение трастов очень велико. И в следующих колонках мы расскажем, на что стоит обратить внимание, выбирая юрисдикцию и управляющего, рассчитывая налоговую нагрузку и расходы. В любом случае, принимая решение, в первую очередь нужно определить цели создания траста. И, уйдя на пенсию, не забывать приглядывать не только за внуками, но и за тем, как управляют вашими бывшими активами.