Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Порох, компас и печатный станок: что рисует российская статистика коронавируса

Есть несколько причин усомниться в ее корректности

Фото: Софья Сандурская/Агентство «Москва»

Российские больницы вновь готовятся принимать пациентов с коронавирусом, рассказал VTimes сотрудник крупной международной компании, поставляющей медоборудование практически во все регионы страны. «Сейчас обстановка ожидания второй волны. Закупка оборудования, средств индивидуальной защиты и аппаратов искусственной вентиляции легких», — сообщил он: больницы ждут увеличение потока пациентов в конце сентября-начале октября.

Заведующий отделением рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения ГКБ №52 Александр Ванюков не слышал о таких планах в Москве, но знает, что есть мнение: грядет небольшой подъем заболеваемости в сентябре. «Я бы не назвал это второй волной, но все ждут, что начнется: кто-то съездил на юг, дети вышли в школы и так далее, – объясняет Ванюков, – поэтому некоторые больницы, я так понимаю, держат в резерве. Их выпустили в обычную плановую работу, но, если понадобится, их перепрофилируют обратно».

В департаменте здравоохранения Москвы на момент публикации статьи не ответили на запрос.

С 4 сентября ежедневно коронавирусом в России заболевает более 5000 человек, и количество постепенно растет, следует из данных сайта «Стопкоронавирус.рф». Предыдущий раз свыше 5000 новых случаев за сутки было 15 августа.

В рейтинге университета Джонса Хопкинса, объединяющего данные по коронавирусу со всего мира, наша страна по количеству заболевших находится на четвертом месте, после США, Индии и Бразилии. Всего в России на 11 сентября заболело 1,052 миллиона человек, выздоровело 868 107 человека, а умерло 18 365 человека, сообщает оперштаб по борьбе с распространением коронавируса. Доля умерших в России – одна из самых небольших в мире.

В начале сентября Росстат опубликовал статистику смертей от коронавируса за июль, стало можно анализировать итоги четырех месяцев эпидемии в России. Росстат упоминает о коронавирусе в четырех строках данных о смерти:

  • коронавирус – основная причина смерти: 17964 человека с апреля по июль;
  • коронавирус предположительно основная причина, но нужны дополнительные исследования: 4626 человек
  • ковид был сопутствующим заболеванием и ускорил кончину: 4719 человек;
  • ковид на смерть никак не повлиял: 10599 человек.

Число умерших, по версии штаба по борьбе с распространением коронавируса, близко к первой строке данных Росстата: коронавирус стал основной причиной смерти. Остальных штаб не учитывает.

Совершенно иного статистического подхода придерживается Бельгия. Бельгийские власти публикуют данные о всех смертях, которые могут быть связаны с ковидом, включая неподтвержденные случаи. В статистику включают даже бельгийцев с тяжелыми заболеваниями на момент инфицирования коронавирусом, скончавшихся от их осложнений. Бельгия – один из мировых лидеров по доле умерших от ковида: при населении 11,492 млн человек от коронавируса умерло 9912 человека.

Смертность - число умерших к общему числу населения за единицу времени, обычно за год

Летальность - число умерших от заболевания за определенный промежуток времени к общему числу людей с тем же диагнозом за тот же промежуток времени

Цифры Росстата – самая нижняя граница в оценке числа погибших от коронавируса в России, считает независимый эксперт в области демографии, бывший советник отдела демографических расчетов Управления статистики населения и здравоохранения Росстата Алексей Ракша. «Все четыре колонки в данных Росстата (37 908 человек) можно сложить и накинуть еще минимум 20% (получаестя 45 489 человек). По моей оценке, примерно в 20% случаев врачи не указывают ковид как причину смерти. Хотя если бы не ковид, человек бы не умер», – объясняет он.

Российские чиновники сами дали повод усомниться в корректности статистики. Руководительница Росздравнадзора Алла Самойлова сообщила, что медучреждения по-разному кодируют причины смерти пациентов, умерших в ковидных стационарах. Часть из них регистрируется как умершие от сердечно-сосудистых и других заболеваний, передавал 7 сентября «Медвестник».

Министр здравоохранения Михаил Мурашко заявил, что подобный анализ не входит в компетенции Росздравнадзора, а «учет летальных случаев и определение причин смерти проводятся в строгом соответствии с требованиями Международной статистической классификации болезней».

Как утверждает Ракша, получить правдивые цифры по числу погибших по отдельным регионам еще сложнее, чем в целом по стране. «Яркий пример — Башкирия. Когда губернатор сказал, что в регионе от коронавируса умирать не будут, то, конечно же, от коронавируса резко перестали умирать. С 20 апреля по 7 мая, с 20 мая по 2 июля, а также с 4 июля по 15 июля вообще никто не умирал от ковида. Но смертность в Башкирии в июле этого года почти в 1,5 раза выше, чем в июле прошлого года. Это колоссальная разница, такое бывает раз в сто лет», — ужасается Ракша.

«В 1870 г. русские врачи говорили: «Медицинская статистика — это порох, компас и печатный станок», — рассказал основатель и директор Петербургского медицинского форума, кандидат медицинких наук Сергей Ануфриев. — В текущей ситуации «порох», потому что главный врач видит в стационаре пациентов с ковидом, но понимает, что, если он укажет причину смерти ковид, то придет Роспотребнадзор, закроет отделение, а его оштрафуют. Вот он сидит как на пороховой бочке, а в его больнице пациенты умирают будто от чего-то другого», – поясняет Ануфриев.

«Компас» – тот главный врач, кто делает какую надо статистику. «Надо, чтобы росла? Значит растет, значит кодируем соответствующим образом, – продолжает Ануфриев. – А «печатный станок» – тот главный врач, кто выставляет коронавирус всем, у кого нет даже подозрения по компьютерной томографии, потому что за «ковидность» тариф ОМС — 250 000 руб., напоминает он.

Избыточная смертность в России на 1 августа составила примерно 73 000 человек по сравнению с прошлым годом, а если сравнить со средними значениями 2015-2019 гг., то около 62 000, подсчитал Ракша. Из них заболевших коронавирусом почти 38 000 человек, по данным Росстата на 1 августа.

На 1 сентября показатель избыточной смертности, по его оценкам, может быть 85 000 - 88 000 человек к 2019 году, а по сравнению с 2015-2019 гг. — 73 000 -76 000 человек. На 10 сентября – более 90 000 человек к прошлому году и 76 000 – 80 000 при сравнении с 2015-2019 гг.

В странах, где претензий к статистике нет, коронавирус составляет от 70% до 95% избыточной смертности, а в Бельгии даже 100%. Учитывая эти данные, нижняя оценка умерших в России может составлять около 44 000 человек, средняя – 56 000 – 57 000 человек и максимальная – до 90 000 человек, сказал он.

Избыточная смертность показывает, насколько количество смертей от всех причин выше обычного. Для расчета избыточной смертности среднее число умерших за последние пять лет в каждом месяце сравнивается с количеством умерших в искомом месяце, рассказал независимый демограф Алексей Ракша.

Помимо коронавируса как такового, россияне пострадали от временного отсутствия плановой медицинской помощи. В особенности это коснулось онкологических пациентов, которые не могли быть госпитализированы – отделения оказались на карантине, продолжает Ануфриев. Для подсчета доли погибших, которые вовремя не смогли получить помощь, придется расследовать каждую смерть, но «вряд ли это кто-то будет делать», считает он. В Минздраве России не стали комментировать эту тему.

«Из-за отсутствия планового медобслуживания могли умереть люди, но их число оценить трудно. В любом случае оно в несколько раз меньше погибших от/с и из-за ковида», — считает Ракша. По мнению директора Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Ларисы Попович, посчитать число таких погибших смогут математики с помощью регрессионного анализа. Однако делать такие исследования можно не раньше, чем через год, полагает Попович.

По данным ЗАГС, за первое полугодие 2020 г. на территории Москвы не было роста умерших из-за новообразований к аналогичному периоду прошлого года, сообщила завотделом здоровья и самосохранительного поведения института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН Алла Иванова. «По болезням нервной системы прироста нет, есть даже некоторое снижение. Болезни эндокринной системы дали прирост, но это понятно, потому что, к сожалению, это известно, диабет сильно повышал риск смерти от коронавирусной инфекции. Болезни системы кровообращения тоже дали очень существенный прирост, потому что очень высокий риск», – сообщила Иванова.

Ограничительные меры тоже привели к изменению структуры смертности: сократилось число жертв от ДТП, травм, уменьшилось насилие, комментирует она. А дополнительными причинами, влияющими на рост смертности россиян за эти четыре месяца могли стать «стресс, испуг и чрезмерная информационная нагрузка», продолжила Попович. То есть психологическое состояние повлияло на физиологические процессы, на хронические заболевания людей. 

Таким образом, из-за стресса, ограничений и снижения доступности медицинской помощи люди, которые должны были умереть в ноябре, умерли в июле. Однако это не означает, что уровень смертности резко подскочил, говорит Попович. У самого коронавируса небольшая летальность, поэтому правильнее всего смотреть число умерших от коронавируса по итогам года. К тому же сейчас ожидается эпидемия гриппа, которой не было в начале весны, предполагает она.

Случившееся стресс-испытание показало, в каком глубоком кризисе находится система здравоохранения и указало на необходимость реформирования Роспотребнадзора, подвел итог директор Петербургского медицинского форума. «Нам необходима адекватная, современная служба, которая учитывает биологические угрозы и грамотно управляет ситуацией», – уверен он: первое, что важно было сделать в условиях начинающейся эпидемии — на ранних этапах закрыть границы с иностранным государствами и обеспечить врачей средствами индивидуальной защиты. Предыдущие эпидемии SARS и MERS, проходившие в 2002 и 2012 гг., показали, что в 40-90% случаев люди заражались коронавирусом именно в медицинских учреждениях, напомнил Ануфриев.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку